Рекламно-информационный журнал

«Новая Деревня Малоэтажное Строительство» — это достижения в области малоэтажного строительства, оригинальные решения интерьера и ландшафтного дизайна, развитие сельского хозяйства, экология и благоустройство. Культура и искусство, недвижимость, туризм. Журнал о строительстве и творческих людях.
+7 925 509-40-71 Адрес:
      125047, г. Москва, 
1-я Брестская ул., вл. 35, пом. 501
E-mail: info@nd-ms.ru, ndpostnd@gmail.com

«Господи, духовного дай хлеба!»

Замечательный русский поэт Аполлон Майков, земной путь которого закончился 125 лет назад, не затерялся среди гениев ХIX века: его лирика и сегодня пленяет наши сердца.

Многоцветное древо талантливого рода Майковых дало России достойных граждан: дед поэта, Аполлон Александрович — известный поэт и директор Императорских театров; отец, Николай Аполлонович — академик живописи, иконописец, работал для многих церквей, в частности, Исаакиевского собора; мать, Евгения Петровна, урожденная Гусятникова — писательница. 

 

Домашнее образование детей было блестящим: сам Иван Гончаров, автор великого русского романа «Обломов», преподавал четверым братьям Майковым историю литературы. Выросший в обстановке культа искусства, Аполлон Николаевич Майков, успешный не только в поэзии, но и в живописи, написал образ «Распятие», который Николай I принял для алтаря в Зимнем дворце. Но особенной гордостью семьи была принадлежность к их роду русского святого Нила Сорского, в миру Майкова. Это семейное предание освещало и освятило всю жизнь поэта. 

Родиной Аполлона Майкова была Москва, но он часто и подолгу гостил в подмосковных имениях отца и бабушки невдалеке от Троице-Сергиевой лавры. Наверное, отсюда, в этих чистых детских впечатлениях — истоки любви к русскому пейзажу и патриархальному быту, которые потом войдут в его поэзию, ставшую хрестоматийной в России ХIX века. Отрочество будущего поэта проходило уже в Петербурге, где за три года он прошёл весь гимназический курс, учился на юридическом факультете Петербургского университета. Один из образованнейших людей своего времени, он занимался римским правом, философией, изучал латинский язык и античное искусство, перед которым преклонялся. Карьеру Аполлон Майков начал в должности библиотекаря Румянцевского музея, где близко сошёлся с властителями дум русского общества: Тургеневым, Некрасовым, Белинским. Вошёл он и в кружок вольнодумца Буташевича-Петрашевского, членом которого был и Фёдор Достоевский. Покуда кружок занимался просветительскими и литературными вопросами, Аполлон Николаевич исправно посещал тайные «пятницы», но когда идеи стали перерастать в радикальные, от собраний отошёл. Этому способствовала и его дружба с поэтом и философом Фёдором Тютчевым, человеком, обладавшим удивительной чуткостью к судьбе своей родины: «Умом Россию не понять…». Аполлон Майков называл себя духовным крестником Тютчева. 

Первую книгу стихов Майкова отметил Виссарион Белинский, выделив чистоту и простоту его слога, и это была высокая похвала. Поэт много переводил славянские песни, любил и знал эпосы разных стран, сам сочинял в народной интонации. Недаром Чайковский и Римский-Корсаков писали романсы на его стихи. Знание эпоса помогло в одном из главных дел его жизни — переводе «Слова о полку Игореве». Работа началась как будто нечаянно: сын Майкова проходил «Слово» в гимназии и обращался к отцу с вопросами. Натолкнувшись на ряд неясных мест, тот стал изучать научную литературу, и четыре года, потраченные на поэтический перевод «Слова», Майков называл своим вторым университетом.

В течение всей жизни поэт размышлял о судьбе и роли христианства, его столкновении с язычеством (результатом стала драма «Два мира»), постигал глубинные основы русской веры. В своём дневнике он записал: «Выше христианского идеала любви нет. Я имел счастье родиться в христианском обществе, следовательно, нравственный христианский идеал есть мой, и другого я не могу иметь». 

«Когда гоним тоской неутолимой, 

Войдешь во храм и станешь там в тиши, 

Потерянный в толпе необозримой, 

Как часть одной страдающей души, — 

Невольно в ней твое потонет горе, 

И чувствуешь, что дух твой вдруг влился 

Таинственно в свое родное море, 

И заодно с ним рвется в небеса». 

Подобное чувство Майков испытывал только в русском храме: в итальянских, например, соборах приходило только восхищение красотой и грандиозностью замысла. Он был убеждён, что различные слои общества могут отличаться уровнем образованности и доступа к материальному, но близость нравственных идеалов, определённая верой, должна объединять всех. Формула на все времена. Однако в «прогрессистской» России того времени творчество и гражданская позиция Майкова критиковались радикальным демократическим лагерем. Причиной тому была и карьера: в 1852 году он поступил в Комитет иностранной цензуры, затем стал его председателем, сменив на этом посту Ф.И. Тютчева. 

Вся жизнь Аполлона Майкова была жизнью христианина и гражданина: «…всё-таки чувствую великое в душе моей счастье, что жил, сознавая на себе тяжесть долга к семье, к ближнему, к отечеству, к народу своему — долга, который… обращается в несказанную сладость, когда хоть в половину, хоть в четверть его исполнишь». 

Земной путь поэта Майкова закончился 8 марта 1897 года. Через 20 лет его неутомимо любимой России уже не будет, а «чистую поэзию» заставят забыть. Но нация жива, пока помнит:  

 «О Боже! Ты даешь для Родины моей

Тепло и урожай, дары святые неба,

Но, хлебом золотя простор ее полей,

Ей также, Господи, духовного дай хлеба!».

Как это моление о духовном хлебе требуется нам сегодня, сейчас.

Елена Казённова


Фото в статье: Яндекс.Картинки


Хотите, чтобы о Вас узнали посетители крупнейших выставок в России? Разместите рекламную статью в нашем журнале! Оставьте заявку на сайте или позвоните по телефону: +7 925 509-40-71