Рекламно-информационный журнал

«Новая Деревня Малоэтажное Строительство» — это достижения в области малоэтажного строительства, оригинальные решения интерьера и ландшафтного дизайна, развитие сельского хозяйства, экология и благоустройство. Культура и искусство, недвижимость, туризм. Журнал о строительстве и творческих людях.
+7 (495) 509-40-71 Адрес:
125047  г.Москва, 
1-я Брестская ул., вл.25, пом. 501
E-mail: info@nd-ms.ru

В стране чудес Валентины Кузнецовой

Королева скульптурной керамики Валентина Кузнецова празднует свое 70-летие. Специально к ее юбилею создан документальный фильм «В стране чудес Валентины Кузнецовой». В нем приняли участие три замечательные актрисы театра и кино — Марина Влади, Лия Ахеджакова и Анна Каменкова. Этот фильм о Служении Искусству — именно в этих словах наиболее полно отражается творческий путь Валентины Кузнецовой. Предлагаем вниманию читателей фрагменты из интервью.

Валентина Георгиевна Кузнецова родилась в 1949 году, в селе Воскресенское Республики Башкортостан.

Член Союза художников России (1983), член Московского союза художников (2014), заслуженный художник Республики Башкортостан (1997), член-корреспондент Российской академии художеств (2012).

Окончила художественное отделение Уфимского училища искусств (1964–1968) и факультет теории и истории искусств Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (1969–1975).

С 1999 г. живёт и работает в Москве. Награждена медалью «В память 850-летия Москвы» (1997), Дипломом Российской академии художеств (1998), серебряной медалью Российской академии художеств (2007).

Работы находятся в собраниях 29 государственных музеев Российской Федерации: Государственная Третьяковская галерея; Государственный исторический музей; Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века»; Московский музей современного искусства; Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно»; Государственный музей А.С. Пушкина; Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства; Министерство культуры Российской федерации и других.



Из интервью с Валентиной Кузнецовой

Когда задумываешь образ, то очень важно соблюдать баланс между впечатлением от реальности и желанием сделать вещь выразительной, декоративной; в общем ­— решить проблему художественности. Для меня, конечно, главное, чтоб работа не была натуралистической и холодной.

У меня осталось сильное впечатление от поездки в Грецию, где в Акрополе в музее выставлены скульптуры периода архаики, найденные там же при раскопках. Великое искусство, удивительная целостность, обобщённость — и при этом они «живые»… В какой-то момент мне показалось, я краем глаза увидела, что одна из них «дышит»! Потому, что сделаны они с невероятным чувством!

…У меня есть одна работа — «Ангел сострадания». Долго не знала, как его назвать. А однажды увидела в его глазах столько сочувствия, и даже сострадания ко всем нам, что название определилось.
Обычно я их называю просто: «Ангел с птицей», «Ангел с яблоком», «Ангел в веночке». Не хочется раскрывать суть, которая есть в каждом. Человек должен сам чувствовать и дать своё название. Так уже было.
Наверное, главная моя тема — любовь. Так была названа моя выставка в Липецке. А как в керамике выразить это? Мои герои не говорят, не поют — они обнимаются! Мне даже кто-то предлагал сделать выставку «Объятия».
Любовь — основа всего хорошего в жизни. И это вечно. Вспомнился Шекспир: «Любовь, что солнце: так же не нова и повтореньем старого жива». Нет ни одного человека, которого бы не любили! И каждый, живущий на земле, кого-то любит!


От автора фильма

Обычному зрителю трудно понять, почему в пространстве работ В. Кузнецовой так тепло и радостно. А посвященные чувствуют — она просто боготворит глину. В творческой лаборатории этого Мастера все подчинено одной цели — вдохнуть жизнь в произведения, чтобы работа дышала. Скульптуры Валентины живут в домах актеров и политиков, писателей и художников. Входя в новый дом, они становятся настоящими друзьями, а с друзьями трудно расставаться.

Персонажи Валентины Кузнецовой хотят и, главное, умеют любить. Они исполнены искренности, доверчивости, сентиментальности и незащищенности. Они такие простые и ясные. И каждый образ дает пространство для домысливания и фантазий. Библейские персонажи художницы — как будто пребывают в том же неведении относительно своего будущего, что и обычный человек. И воспринимаются они не как сошедшие с икон, а как живые, излучающие тепло…

Первые христиане, пожалуй, смотрели на мир точно такими же глазами, как и сегодня смотрит в этот мир наша художница — глазами наивными, глазами детскими. И эта непосредственность, эта наивность присутствует во всем евангельском цикле. Эти образы рождены в глубинных источниках ее души… Ее произведения живые, они создают в пространстве особую ауру, это ауротическое искусство. Но самое главное — оно глубоко человечно, что сегодня является чрезвычайной редкостью — не только в нашем искусстве, но и в нашей культуре.

Материал подготовила Любовь Азаматова,
режиссер документального кино