Рекламно-информационный журнал

«Новая Деревня Малоэтажное Строительство» — это достижения в области малоэтажного строительства, оригинальные решения интерьера и ландшафтного дизайна, развитие сельского хозяйства, экология и благоустройство. Культура и искусство, недвижимость, туризм. Журнал о строительстве и творческих людях.
+7 (495) 509-40-71 Адрес:
      125047  г.Москва, 
1-я Брестская ул., вл.35, пом. 501
E-mail: info@nd-ms.ru

Приехав в Вологду из суетливой столицы, не сразу привыкаешь к здешней размеренной жизни. Сразу стремишься увидеть как можно больше, быстрее пробежать по маршруту путеводителя. Но потом прячешь в сумку карту с намеченными для осмотра «объектами» и просто идёшь по историческому центру, любуясь древними храмами, купеческими особняками и, конечно же, деревянными домиками — «визитной карточкой» старого города.   

В истории Москвы и Вологды много общего: основаны в 1147 г., названы «в честь» рек, на берегах которых возникли. Да и на статус столицы Вологда претендовала: Иван Грозный подумывал перенести сюда свою резиденцию, начал возводить кремль и Софийский собор по образу московского Успенского, однако внезапно передумал и уехал, бросив строительство на полпути. Почему? Если верить народной песне, когда государь осматривал строящийся храм, из каменного свода выпал кирпич и попал ему «во головушку во буйную, в мудру голову во царскую». Иван счёл случившееся дурным предзнаменованием и поспешно покинул город. Правда это или выдумка, летописи умалчивают, но, тем не менее, остался вологодский кремль без каменных стен, а «провинившийся» Софийский собор достроили лишь при преемнике грозного царя — Фёдоре Иоанновиче. Расписали храм в конце XVII в. ярославские мастера, создавшие уникальные настенные шедевры. Особенно впечатляет колоссальная фреска на западной стене собора: на площади 400 м² запечатлена картина Страшного суда (к слову, крупнейшая в России роспись на этот сюжет).

Издавна жители вологодской земли славились предприимчивостью. Шли «встречь Солнцу» в богатые сибирские земли купцы, служилые люди и авантюристы, добирались аж до Аляски и Калифорнии. Вологда росла и богатела. Однако, перефразируя известную пословицу, не было бы несчастья, да счастье «помогло»: сильным ударом по благополучию города стала… победа России над Швецией в Северной вой­не. Империя получила выход к Балтийскому морю — новому удобному торговому пути в Европу, а Вологда не выдержала конкуренции. До середины XIX столетия она почти не развивалась: редкие путешественники описывают сонный провинциальный городок с разбитыми деревянными мостовыми и заброшенными домиками. Разбудил «спящую красавицу» технический прогресс: по реке пошли пароходы, железные дороги связали Вологду с крупнейшими промышленными центрами России, появились новые заводы и фабрики. 

В 1820-х гг. зародился «фирменный» вологодский промысел — кружевоплетение. Помещица Засецкая создала небольшую мастерскую, в которой крестьянские девушки выплетали тонкие узоры для отделки платьев. Изящные вологодские кружева вскружили голову провинциальным и даже столичным модницам. Со временем скромные мастерские сменили крупные фабрики. Масштаб впечатляет: в 1893 г. в Вологодской губернии плели кружева 4 тыс. мастериц, а в 1912 г. — уже 40 тыс. Не забывали о кружевах и в советскую эпоху, и в наши дни: работы вологодских мастериц многократно удостаивались золотых медалей на европейских выставках. Истории отечественного и зарубежного кружевоплетения посвящена уникальная экспозиция Музея кружев, расположенного напротив кремля.   

В 1871 г. появился ещё один знаменитый местный «бренд» — вологодское масло. Технологию его производства изобрёл Николай Васильевич Верещагин, старший брат знаменитого художника-баталиста В.В. Верещагина. Этого незаурядного человека по праву называли «отцом-основателем» русского масло- и сыроделия. Отучившись в Швейцарии, Н.В. Верещагин открыл в Тверской и Вологодской губерниях несколько ферм и школу сыроварения. Работой сыродела живо интересовался химик Д.И. Менделеев. Ради визита на ферму Верещагина Дмитрий Иванович отказался ехать в Русское химическое общество с докладом об открытии периодической системы химических элементов. Вместо этого почтенный профессор несколько дней увлечённо готовил сыры и масло, доил коров. Быть может, великий химик внёс собственный вклад в создание не только 40-градусной русской водки, но и 82-процентного вологодского масла. 

Верещагин выяснил: неповторимый вкус продукту придают сливки, нагретые до высокой температуры. А лучшие сливки получаются из молока коров, пасущихся на заливных вологодских лугах. Так появился в пригороде Вологды первый в России специализированный маслозавод. Однако, руководствуясь коммерческими соображениями, Верещагин назвал своё масло не «Вологодским», а «Парижским», поскольку европейские продукты в России пользовались бóльшим спросом (увы, предпочтения наших потребителей за столетия не меняются!). Со временем «парижско-вологодское» масло по достоинству оценили не только у нас, но и в Европе, причём шведы стали называть его… «Петербургским». Справедливость восстановили лишь в 1939 г., когда увидел свет приказ Народного комиссариата мясной и молочной промышленности СССР «О переименовании названия «Парижского» масла в «Вологодское»». Имя Н.В. Верещагина сегодня носит Вологодская государственная молочнохозяйственная академия. 

В наши дни Вологда стала одним из туристических центров России, её по праву называют жемчужиной Русского Севера. Тысячи туристов приезжают полюбоваться уникальными памятниками деревянного зодчества. Многие дома до сих пор называют именами прежних владельцев — Волкова, Рынина, Соковикова. Ленинградскую улицу украшает построенный ещё в 1780-х гг. дом Засецкого с мезонином и затейливым резным декором. Один из лучших в России памятников деревянной архитектуры — дом Левашева — находится на улице Герцена. Издали это изящное двухэтажное здание с внушительной колоннадой не отличить от каменного строения. Рядом ещё один деревянный особняк с красивым «греческим» портиком и запоминающимся названием — дом Пузыревского-Пузана. Судьба его владельца трагична — разорился и покончил с собой. Однако, как гласит городская легенда, не обрёл покоя: утверждают, будто призрак самоубийцы бродит по своему бывшему владению, пугая жильцов и заставляя их покидать негостеприимный особняк. Легенда легендой, но в доме этом и в самом деле никто надолго не задерживался, ныне он остаётся бесхозным и постепенно ветшает. Призрак виноват или банальное человеческое равнодушие? 

Неспешно прогуливаясь по набережной реки Вологда, можно найти немало оригинальных памятников. Незабываем монумент в честь столетия электрификации города: точная копия городского фонаря начала ХХ в., а рядом с ним — собачка, помечающая территорию. Вологодский привет знаменитому «писающему мальчику» в Брюсселе. Другой популярный памятник расположен недалеко от кремля: большая металлическая буква «О» — символ специфического местного говора. Не зарастает народная тропа и к кованой скамье «Посидим-покаем», в уголке которой примостились словно забытые кем-то гармошка и книга стихов Н. Рубцова — певца «старинной русской самобытности», которому судьба отмерила всего 35 лет жизни. Скамья стоит на высоком берегу реки, откуда открывается живописный вид на исторический район Заречье — величественные храмы и особняки XVIII-XIX вв.

Вологодские архитектурные памятники можно увидеть не только на улицах, но и в музее — это работы керамиста Анастасии Нуриджанян. В витрине умещается целая улочка маленьких разноцветных домиков, на стенах висят керамические панно с фасадами особняков. Иногда их оживляют фигурки жителей: играющий с кошкой ребёнок, женщина развешивает бельё. На каждом фасаде написан адрес: посмотрел в музее — не поленись разыскать и в городе.  

Найти интересующий памятник легко, поскольку одноликие спальные районы и промышленные предприятия располагаются, как правило, на почтительном расстоянии от исторического центра. Поэтому центральные улицы и кварталы Вологды — настоящая находка для тех, кто хочет погрузиться в неповторимую атмосферу старинного русского провинциального города.

Дмитрий Казённов


Хотите, чтобы о Вас узнали посетители крупнейших выставок в России? Разместите рекламную статью в нашем журнале! Оставьте заявку на сайте или позвоните по телефону: +7 (495) 509-40-71